Многие
специалисты, связанные с печатью, ошибочно полагают, что, как
только они взаимно откалибруют сканер, монитор и устройство
вывода, им больше не понадобится никакой коррекции или процедур
улучшения. Их можно понять, отдавая должное всеобщему увлечению
управлением цветом, однако такое представление далеко от действительности.
Хотя управление цветом - важный первый шаг в подготовке изображений
к печати, это едва ли панацея. Калейдоскопическое взаимодействие
между устройством ввода, характером оригинала, целями документа,
типом печатной машины и бумаги приводит к тому, что для каждого
изображения необходим отдельный подход к настройке и улучшению
тона и цвета.
Подготовка
изображения к печати, вообще говоря, включает в себя множество
различных процедур, которые часто объединяют под общей рубрикой
методов коррекции изображения, обработки изображения или улучшения
изображения.
Принципы коррекции изображений
Понятие коррекция подразумевает, что изображение
не соответствует требованиям и нуждается в доводке. С другой
стороны, термин улучшение предполагает, что вы повышаете качество
изображения так, что в результате оно превзойдет стандартное.
Вопрос состоит в том, что такое стандарт? Какова цель коррекции
и улучшения? Слишком часто мы полагаем, что следует по рабски
добиваться соответствия неоцифрованному оригиналу, в то время
как цель должна заключаться в том, чтобы реализовать весь потенциал,
заложенный в особенностях изображения, и подчеркнуть его идею.
Эти две задачи ведут в разные стороны. Давайте разберемся почему.
Особенности
восприятия
Человеческий глаз отличается забавной способностью
видеть то, что ему нужно, - компенсировать сдвиги цвета и изменения
освещенности натуры. Фотоаппарат намного объективнее. Когда
фотография того великолепного морского заката, что вы снимали
в отпуске, возвращается из проявления, вы обнаруживаете, что
вода не кажется такой глубоко голубой, а небо - бриллиантово-оранжевым,
какими вы их помните. И вся картина, возможно, слишком темна,
чтобы различать детали. Но прежде чем приниматься ругать пленку
или процесс проявления, учтите, что фотоаппарат в большей степени
заслуживает доверия, просто ваши глаза были адаптированы к тусклому
свету и поэтому, в отличие от камеры, были способны воспринимать
сильно насыщенные цвета.
Этот
пример показывает, что во многих случаях человеческий глаз -
более подходящий стандарт, чем фотоаппарат. В особенности это
справедливо сегодня; многие фотографии из различных источников
самого разного качества, в том числе и с Photo CD, на печати
обычно выглядят недостаточно яркими. Человеческий глаз также
является стандартом в рекламе, каталогах продукции и других
приложениях, где изображения используются в целях убеждения.
Даже научные и медицинские изображения иногда требуют "накачки"
цветов вместо того, чтобы беспристрастно отражать "действительность".
Процесс
печати создает определенные помехи на пути получения качественной
репродукции, такой, какой вы видите ее на экране. Кроме приведения
изображения к стандарту по яркости и "жизненности"
цветов, четкости деталей и уравновешенности контраста, также
необходимо компенсировать причуды бумаги, особенности печатной
машины и увеличение размера точек растра. Многие проблемы, на
которые приходится обращать внимание, занимаясь цветоделением
и коррекцией изображений, обязаны своим существованием перечисленным
факторам.
Не существует единственно верного пути доводки
данного изображения. Операции, которые вы будете проводить над
изображением, определяют лишь общий подход. Еще одна переменная,
от которой зависит результат, - глаз наблюдателя. Два разных
специалиста по обработке изображений придут к различным конечным
версиям из-за субъективности принимаемых ими решений. Различные
задачи могут порождать разнообразие конечных версий одного и
того же изображения.
Вы,
наверное, знакомы с расхожим мнением, что невозможно спасти
изображение, если его источник не был безукоризненным. Если
бы это было правдой, вам пришлось бы похоронить большую часть
сканированных, отснятых и других имеющихся в наличии изображений.
С каждым днем все больше изображений создается непрофессиональными
фотографами и оцифровывается на сравнительно простом оборудовании,
но это не значит, что вам следует отказаться от стремления к
совершенству. Дело в том, что большая часть печатного оборудования
просто не может воспроизвести полный диапазон тонов даже очень
хорошо сканированных изображений; всегда необходимо сжимать
тоновый диапазон, а это требует последующей доработки изображения,
для того чтобы напечатанная версия выглядела резкой и насыщенной.
Используйте
наиболее подходящую цветовую модель
Если у вас есть цветное изображение, то в
идеале тоновую и цветовую коррекцию следует проводить в цветовой
модели CMYK (если это позволяет используемый пакет редактирования
изображений). Учитывайте следующие достоинства модели CMYK:
это
естественная цветовая модель для процесса печати;
у модели
CMYK более ограниченный цветовой диапазон, чем у RGB, так
что яркие цвета (глубокий голубой, насыщенный зеленый) трудно
достижимы. Замечая, как цвета изменяются при переходе от RGB
к более тусклому режиму CMYK, вы сможете точнее определить,
насколько следует изменять цвета изображения, чтобы они выглядели
именно так, как вам угодно;
наличие
четырех каналов вместо трех в RGB предоставляет вам больше
возможностей выбора и способов для настройки параметров изображения
на этапе коррекции.
Следует
помнить, что к цветовой модели CMYK перейти непросто. Переходя
от режима RGB или какой-либо другой цветовой модели к CMYK,
вы производите цифровое цветоделение, и, пока его параметры
не установлены корректно, вы можете внести неверные предельные
значения плотности краски или дисбаланс между цветовыми формами,
что нелегко обнаружить и устранить как на экране, так и в печати.
Понятно, что своевременное общение с сервисным бюро и/или агентством
допечатной подготовки позволит вам выяснить, какие из параметров
печати наиболее важны. Наличие верных параметров цветоделения
в начале работы совсем не необходимо; многие программы позволяют
увидеть, как будет выглядеть изображение в режиме CMYK, не покидая
пространство RGB. Это не пригодится вам при тоновой коррекции,
но позволит производить некоторые связанные с цветом корректировки,
пока вы не соберете всю необходимую информацию о параметрах
печатающего устройства.
Совет:
Иногда некоторые другие цветовые модели позволяют более эффективно
выполнять акробатику подстроек. Например, работая в Photoshop
в цветовом режиме LAB, можно улучшать четкость и различимость
цветов как у изображений с Photo CD, так и сканированных настольными
системами, если те кажутся несколько размытыми.
Корректируйте
численные значения
Откалибрована ваша система или нет, принимая
решения о цветовых и тоновых настройках, в качестве последнего
аргумента используйте численные значения, а не то, как изображение
выглядит на мониторе. Источники яркого света, такие как монитор,
искажают наше восприятие относительных уровней яркости, особенно
в светлых областях изображения. Типичная ошибка, жертвой которой
оказываются специалисты по обработке изображений, полагающиеся
исключительно на свои глаза: светлые предметы, как, например,
тончайшие оттенки на кружевном платье, на экране могут выглядеть
великолепно, но на печати светлые цвета выцветают до белого
(или цвета бумаги). Вы без труда избежите подобных ошибок, используя
инструмент "пипетка" или денситометр (screen densitometer
tool) и численно устанавливая значения яркости и тени.
Корректируйте
глобально
Иногда встречаются заведомо недостижимые для
печати цвета - например, зеленые флуоресцирующие огни в ночи,
- и изощренность имеющихся на сегодняшний день инструментов
выделения и маскирования искушает выделить области с вызывающими
цветами и внести исправления лишь в них. Подумайте еще раз.
Тоновые и цветовые настройки более эффективны, когда их применяют
ко всему изображению. Так происходит потому, что изменения цвета,
известные как сдвиги цвета, обычно охватывают все изображение,
даже тогда, когда вы замечаете их только в важных частях объекта
или в отдельных диапазонах цветов. Вновь нам следует сказать
"спасибо" невероятным возможностям адаптации человеческого
глаза за это явление неверного восприятия!
Конечно, бывают случаи, когда необходимо выделить отдельные
объекты на изображении (скажем, название на фотографии из каталога),
и в таких случаях приемы маскирования могут оказаться жизненно
важными. Но пользуйтесь ими с осторожностью и только после того,
как настроены все параметры изображения в целом.
Для
большинства настроек используйте кривые
В качестве первого диагностического инструмента
используйте гистограмму, чтобы определить распределение тонов
изображения в целом и для отдельных каналов, и инструмент "пипетка",
чтобы выяснить, в каких областях нарушаются критические пределы
тонов. Но наступает момент, когда самое эффективное средство
- это тоновые кривые, которые вы создали для каждого канала.
Совет:
Изменения в тоновых кривых вносятся относительно исходной диагональной
прямой. Увеличение наклона кривой сжимает уровни яркости в данном
тоновом диапазоне, увеличивая контрастность и заставляя детали
в этом диапазоне "выступать". Уменьшение наклона тоновой
кривой расширяет уровни яркости в выбранном тоновом диапазоне,
уменьшая контрастность, но делая имеющиеся подробности более
заметными (хотя и менее резкими).
Рекомендации
по коррекции изображений
Корректирование и улучшение изображений -
согласованный процесс, включающий в себя множество взаимосвязанных
задач, но вы сможете эффективнее работать, выполняя их в определенном
порядке. Вот последовательность, которая хорошо подходит для
большинства изображений:
масштабируйте изображение до требуемых
размеров и разрешения;
улучшите резкость изображения, чтобы
компенсировать размывание, вносимое процессами сканирования
и печати;
установите тоновый характер изображения;
преобразуйте изображение (если оно
цветное) в режим CMYK, используя корректные параметры цветоделения
для своего проекта;
исходя из содержания, определите,
какие тоновые диапазоны наиболее и наименее важны для улучшения
изображения;
опираясь на характеристики
принтера, определите пределы яркостей, учитывая при этом тоновые
особенности и содержание изображения;
опираясь на характеристики принтера,
определите значения тени, учитывая при этом тоновые особенности
и содержание изображения;
настройте полутона так, чтобы компенсировать
увеличение размера точек растра при печати. Если вы используете
Photoshop, то можете выполнить этот пункт визуально, после
того как правильно установите параметры печатной краски (Printing
Ink Setup). Вы можете компенсировать увеличение размера точек
растра численно, используя любую программу, которая позволяет
работать с тоновыми кривыми;
еще раз проверьте самые яркие, а также
нейтральные и характерные цвета изображения. Определите численно,
содержатся ли среди них какие-нибудь нежелательные сдвиги
цвета. Если да, то откорректируйте их, работая с отдельными
каналами;
обследуйте каждый цветовой
канал на предмет потенциальных проблем, связанных с контрастом
и детализацией и вытекающих из специфических особенностей
изображения, и произведите соответствующие настройки;
убедитесь, что разрешение изображения
оптимально для вывода.
Совет: Большую часть
вышеперечисленных шагов следует предпринимать только после обсуждения
и получения благословения от сервисного бюро.
Представления о тоновых диапазонах
В полиграфии выделяют семь различных отрезков
тонового диапазона, показанных на рисунке.
Они полезны для анализа распределения
цветов или серых полутонов на изображении и помогают определить,
как наилучшим образом настроить параметры изображения.
Дальше вы будете часто сталкиваться со следующими
понятиями:
точка белого - область изображения, которая должна
на печати быть чисто белой, без видимых деталей, даже если
эта область была окрашена в какой-либо другой цвет, когда
вы начинали процесс коррекции изображения. Не все изображения
содержат белые участки, так что не следует считать, что необходимо
устанавливать точку белого на каждом изображении, с которым
вы работаете. Точка белого в любом проекте находится рядом
со значением границы диапазона наиболее светлых областей;
области наибольшей яркости - это наиболее яркие
области изображения, которые все еще содержат детали. На "языке
принтера", значение высокой яркости - это наименьшая
плотность точек, которую может обеспечить печатающее устройство.
Части изображения, которые по значениям компонентов CMYK лежат
ниже навязанного принтером значения высокой яркости, становятся
белыми (точнее, принимают цвет бумаги). Типичное значение
областей наибольшей яркости лежит между 2 и 10 процентами,
в зависимости от типа печатающего устройства и свойств бумаги
для данного проекта;
четвертные тона - это область значений цветовых
компонентов от 18 до 35 процентов, с центром на 25 процентах;
средние тона - это области на изображении со средней
яркостью с параметрами цветовых компонентов в диапазоне от
35 до 65 процентов, с центром на 50 процентах;
трехчетверные тона соответствуют цвету или уровню
серого примерно от 65 и до 80 процентов со средним значением
около 75 процентов;
тени - наиболее темные области значений на изображении,
все еще содержащие детали, соответствуют наибольшей плотности
точек, которую может обеспечить устройство печати. Детали
изображения более темные, чем навязанное принтером значение
теней, сливаются и печатаются сплошным черным. Как и в случае
областей наибольшей яркости, рекомендуемое значение тени зависит
от комбинации используемых принтера и бумаги. Значения теней
расположены от 75 процентов для сильно впитывающей газетной
печати при работе на газетной печатной машине вплоть до 98
процентов для мелованной бумаги наивысшего качества при печати
на листовой печатной машине;
точка черного - любая область изображения, которая
должна печататься сплошным черным цветом; другими словами,
это области более темные, чем тени. Не следует задавать точку
черного для изображения, если только оно не содержит объектов,
которые должны печататься черным цветом.
Определение
тонового характера изображения
Большинство изображений не используют весь
тоновый диапазон. Встречаются как слишком яркие, так и очень
темные изображения, а также перегруженные средними томами. Часть
тонового диапазона, преобладающая на наиболее важных областях
изображения, определяет его тоновый характер, или тональность.
Тоновый характер, в свою очередь, определяет некоторые из важнейших
настроек, которые потребуются для того, чтобы важные объекты
на изображении при печати имели хороший контраст и детальность
без чрезмерного увеличения размеров точек растра.
Специалисты по печати определяют три вида возможных
тональностей изображений:
яркие изображения содержат основные детали в областях
наибольшей яркости и четвертных тонах. Важные детали на фотографии
белого медведя на фоне снега в полдень, например его мех, окажутся
в светлой, почти белой области. Эти наиболее яркие тона иногда
называют диффузными. Средние тона и тени таких изображений содержат
сравнительно немного важных деталей. Для выделения на печати
деталей подобных изображений часто затемняют средние и трехчетвертные
тона, оставляя четвертные тона без изменений;
полутоновые, или сбалансированные, изображения, в
которых интересующие нас подробности либо распределены поровну
между темными и яркими тонами, либо занимают область средних
яркостей по цветам и тонам - это наиболее распространенный вид
изображений, с которыми вы будете работать. Выделить полутона
вам поможет S-образная тоновая кривая, которая затемнит тени
и сделает несколько более светлыми яркие области изображения.
В зависимости от содержания и экспозиции изображения, а также
от ожидаемого увеличения размера точек растра, возможно, потребуется
осветлить или затемнить средние тона;
темные изображения содержат наиболее важные детали
в темных областях с менее выделенными объектами в полутонах
и диапазоне светлых тонов. Фотографии видов города в сумерках
- хороший пример таких изображений. Вы можете улучшить видимость
деталей в теневых тонах, придавая вогнутую форму тоновой кривой,
делая более светлыми четвертные тона, полутона и область трехчетвертных
тонов.
Тоновое распределение уникально
для каждого отдельного изображения, поэтому не следует забывать
приводить эти общие советы в соответствие со спецификой изображений.
Совет: При работе с цветным
изображением некоторые виды тоновой коррекции следует проводить
над изображением в целом, а некоторые - над отдельными каналами.
Работайте со всем изображением, производя настройки, касающиеся
тонового характера изображения, исправляя изъяны экспозиции и
компенсируя увеличение размера точек растра. Настройку яркостей
теней и баланса цвета выполняйте для отдельных каналов.
Исправление дефектов экспозиции
В предшествующих рассуждениях о тоновых особенностях
предполагалось, что исходный вариант правильно экспонирован;
другими словами, уровни яркости на изображении должным образом
выделяют детали на его важных частях. Если самым важным предметам
на изображении не хватает подробностей из-за того, что они слишком
темные, - это недоэкспонированное изображение, если же им не
достает детальности из-за того, что они слишком светлые, такие
изображения называют переэкспонированными.
Проблемы с экспозицией могут
возникать как из-за низкого качества оригинала, так и из-за
плохого сканирования и оцифровки, но зачастую недостатки можно
исправить, настраивая тоновые кривые. Чтобы исправить недостаточную
экспозицию, создайте вогнутую кривую, которая имеет больший
наклон в тоновом диапазоне, занимаемом важными частями изображения
(для определения этого диапазона используйте инструмент "пипетка").
Так, если главные детали на недоэкспонированном изображении
занимают диапазон тонов от 70 до 90 процентов, то следует создать
кривую, которая имеет больший наклон в этой области. Точно так
же можно исправить чрезмерную переэкспозицию, создавая выпуклую
кривую, "вершина" которой соответствует токовому диапазону,
занимаемому важными содержательными частями изображения.
Замечание:
Если изображение переэкспонированно, то часть деталей утеряна
навсегда, и их невозможно восстановить. Исправления только улучшают
общее равновесие подробностей на изображении, но не могут
создать то, чего не было в оригинале.
Исправляя изъяны экспозиции,
помните о взаимосвязи формы тоновой кривой, контрастности и
видимости деталей. Делая кривую более вогнутой, как при исправлении
недостаточной экспозиции, вы увеличиваете как контрастность,
так и шум зернистости пленки. Выпуклая тоновая кривая, как при
исправлении чрезмерной экспозиции, снижает как контрастность,
так и видимые проявления зернистости.
Вывод на печать и сжатие
тонов
Ограничения процесса печати принуждают сжимать
тоновый диапазон на крайних значениях яркого и темного, а затем
производить настройку полутонов, чтобы скомпенсировать это сжатие.
Если не сжимать диапазон уровней яркости, то при печати, когда
на бумагу будет нанесена краска, детали изображения пропадут
в светлых областях и сольются в темных. Если сжать тоновый диапазон,
но не компенсировать распределение тонов, то изображение будет
невыразительным. Проведение этих двух преобразований помогает
сохранить контрастность, четкость деталей и "жизненность"
цветов при печати.
Настройка
ярких областей
Первой задачей по подготовке изображения к
выводу на печать перед преобразования его в режим CMYK является
определение наиболее ярких областей - самых светлых мест, которые
должны печататься с сохранением подробностей. Так, если на изображении
имеется чисто-белая рубашка, в качестве ярких областей можно
выбрать сгибы или складки, где еще присутствуют необходимые
детали. Если наиболее яркие области изображения представлены
диффузными яркими то нами, то при регулировке кривой (кривых)
следует установить минимальное значение областей наибольшей
яркости, рекомендованное вашим сервисным бюро. Как мы вскоре
увидим, для изображений, которые не содержат реальных областей
наибольшей яркости, требуется другой подход.
Новое значение наибольшей
яркости, которое следует использовать при преобразовании изображения,
зависит от установок печатающего устройства. Как правило, более
скоростные печатные станки, как и немелованная бумага, не могут
обеспечить малое увеличение размера точек растра, так что значения
наибольшей яркости для них обычно выше - около 4-10 процентов.
Мелованная бумага, особенно при использовании совместно с листовыми
печатными машинами, может обеспечить меньший размер точек растра
и, соответственно, высокую яркость в диапазоне 3-5 процентов,
хотя некоторые высококачественные сорта бумаги при печати на
листовых печатных машинах могут поддерживать весьма малые размеры
точки - 1 процент. Этот параметр зависит от множества факторов,
поэтому обратитесь в ваше сервисное бюро за конкретными рекомендациями.
Помните, что для цветных
изображений соответствующие значения наиболее высокой яркости
будут различны для каждого из каналов, и вам придется устанавливать
их независимо, а не в целом, как для серых полутоновых изображений.
Значение наиболее высокой яркости для голубого будет на несколько
процентов выше, чем для пурпурного и желтого. Допустим, вы выбрали
значение наиболее высокой яркости, равное четырем процентам.
Если ваш документ будет печататься на мелованной бумаге с использованием
GCR с низким уровнем генерации черного, предельным общим количеством
краски 300 процентов, предельным количеством черной краски 85
процентов, то четырехпроцентный тон будет представлен в модели
CMYK как 4C2M2YOK. Запомните значения наибольшей яркости компонентов
CMY вашего конкретного проекта. Преобразуйте это изображение
в режим CMYK, используя корректные параметры цветоделения, затем
запишите и применяйте в дальнейшем полученные значения областей
наибольшей яркости для голубого, пурпурного и желтого компонентов.
Форма тоновой кривой сама по себе не менее важна, чем значение
наиболее высокой яркости. В большинстве случаев вам захочется
ввести S-образный участок в кривую в области светлых тонов.
Такая форма сохраняет расстояния между смежными светлыми тонами,
сохраняя естественный вид изображения и увеличивая контрастность.
Если же вы просто увеличите значение наиболее высокой яркости,
а оставшуюся часть тоновой кривой оставите диагональной, то
светлые цвета изображения окажутся плоскими и выцветшими. Поэтому
при возникновении сомнений лучше оставляйте тоновую кривую кривой.
Поиск областей наиболее
высокой яркости
Определение областей наиболее высокой яркости
в изображении важно по многим причинам. Помимо того, что это
помогает правильно сжать тоновый диапазон для вывода на печать,
эта процедура может предупредить вас о существовании визуально
неразличимого сдвига цвета. Об удалении сдвигов цвета рассмотрим
дальше.
В серых полутоновых изображениях,
содержащих один объект, можно визуально определить область наибольшей
яркости. Однако этого обычно не удается сделать для цветных
изображений, где присутствие четырех цветовых компонентов для
каждого пиксела может обмануть глаз. Так же нелегко найти точку
наибольшей яркости на изображениях, перегруженных деталями.
Полагайтесь на числовые значения; для сравнения яркостей в светлых
областях используйте инструмент "пипетка".
Зеркальные блики
Некоторые изображения содержат настолько яркие
объекты, что их следует печатать с уровнем точки белого, ярче,
чем нормальное значение наиболее высокой яркости для данного
проекта. Этот прием прекрасно работает, например, для передачи
блеска драгоценностей, искр производственных процессов, областей
отраженного сияния или чисто белых, не содержащих деталей при
печати. Введение этих тонов, называемых зеркальными бликами,
в обычный диапазон сжатия приведет к тому, что изображение станет
неестественно тусклым. В таких случаях оставьте минимальные
значения компонентов CMY равными нулю и вообще не поднимайте
вершину тоновой кривой. Настраивайте остальные тоновые области
изображения. Например, для увеличения контраста между зеркальными
бликами и просто освещенными объектами можно немного затемнить
тоновый диапазон (от 5 до 15 процентов).
Изображения, не содержащие
реальных областей наиболее высокой яркости
Темные или некоторые содержащие лишь средние
тона изображения могут содержать мало или вообще не содержать
деталей светлых тонов. В таких случаях установка наиболее светлого
из имеющихся тонов в качестве нормального значения наиболее
высокой яркости приведет к смещению существующих значений в
сторону темных тонов и их выцветанию. Не изменяйте вершину тоновой
кривой, однако не забывайте, что следует обратить внимание на
увеличение контрастности и детализации в средних тонах и тенях.
В противном случае изображение станет невыразительным.
Совет: Если изображение содержит
светлые пастельные тона, но не близкие к белому, используйте их
для установки наибольшей яркости. Компоненты пастельных цветов
обычно попадают в диапазон от 5 до 15 процентов; так, бежевый
имеет значение 5C5M15YOK. Устанавливайте значения наиболее высокой
яркости для каждого канала отдельно. Ознакомьтесь с типичными
значениями компонентов CMYK для разных пастельных цветов и обратите
внимание на сочетания в них голубого, пурпурного и желтого.
Cдвиг цвета в областях
с высокой яркостью
Благодаря тому, что глаз нелинейно воспринимает
свет, мы более склонны замечать неестественные оттенки в светлых
тонах, чем в темных. Если с помощью инструмента "пипетка"
в сером цвете обнаружен оттенок, который должен соответствовать
серой области наиболее высокой яркости, но составляющие которого
существенно разбалансированы, вам следует насторожиться. Например,
значения 4C2M10Y для соответствующих компонентов указывают на
сдвиг желтого цвета, заметный для глаза в зависимости от вида
объекта и его цветового окружения. Однако не стоит поддаваться
искушению выделить область и исправить в ней цвета, помните,
что любой дисбаланс тонов в наиболее ярких областях распространяется
и на остальные части тонового диапазона. Возможно, вам придется
изменить всю тоновую кривую для неудачного канала (и для остальных
каналов тоже), а не только значение наиболее высокой яркости.
Конечно, сдвиг цвета в сторону
желтого может оказаться весьма уместным, если не предполагается,
что обсуждаемый цвет должен быть нейтральным. Например, если
самый светлый цвет на изображении - пастельный, нет необходимости
превращать его в бледно-серый. Иначе говоря, если почти белый
объект сфотографирован в лучах заката, тона наиболее ярких областей
будут очень теплыми, и их не следует нейтрализовать. Принимать
решение о том, надо ли преобразовать наиболее яркие области
в серые тона, следует исходя из существенных особенностей и
условий освещения на оригинальном изображении.
Настройка
значений тени
Значения наиболее высокой яркости и тени определяют
максимальный диапазон контрастности изображения. Поиск наиболее
темных областей, которые на печати должны содержать детали,
- непростая задача для глаза, поскольку ему нелегко различать
тона или тени более темные, чем тоновая точка 75 процентов.
Убедитесь, что цветоделение выполнено корректно, с учетом предельного
общего расхода краски. Для изображения, цветоделение которого
выполнено с параметрами, описанными ранее в разделе "Поиск
областей наиболее высокой яркости", максимальное значение
тона, еще передающее детали, равно 96 процентам. Оно представляется
как 80C68M67Y73K для темного нейтрального серого (в окрашенных
теневых областях значения составляющих отдельных каналов будут
различаться). Если желательно, чтобы некоторое сочетание цветовых
составляющих, при слиянии дающее значение тона большее, чем
значение тени, передавало детали, следует несколько уменьшить
его составляющие.
Совет: Ночные снимки и другие
низкотонольные изображения могут выиграть от установки значений
тени даже более темных, чем рекомендованные вашим сервисным бюро.
Для них также потребуется повысить контрастность в темной части
тонового диапазона, чтобы выделить детали важных объектов на изображении.
Установка значения тени
Для установки значения тени серого полутонового
изображения опустите верхний край тоновой кривой до уровня,
заданного вашим сервисным бюро. При этом тоновый диапазон изображения
сжимается, поэтому заметно смещение темных тонов к несколько
меньшим значениям. При работе с изображениями формата CMYK устанавливайте
максимальное значение тени для составного изображения, если
хотите добиться нейтрального черного, и отдельно по каналам,
если предпочитаете сохранять контроль над ненейтральным черным.
(Темные изображения зачастую выглядят живее, если цвета темнее
75-процентных тонов не нейтральны.)
Форма тоновой кривой не менее важна, чем значение тени. В большинстве
случаев вы будете использовать кривую S-образной формы. Такая
форма кривой сохраняет различия между соседними темными тонами,
что выглядит естественно и увеличивает контрастность. Если бы
вы просто сдвинули верхний край тоновой кривой вниз, оставив
форму кривой без изменений, то темные тона изображения стали
бы казаться невыразительными. Повторим еще раз: когда сомневаетесь
- оставляйте кривую кривой.
Изображения, на которых
в действительности нет теней
Яркие и некоторые сбалансированные изображения
содержат немного или вообще не содержат теней на представляющих
интерес объектах, поэтому все серые полутоновые и цветовые значения
хорошо попадают в пределы, допустимые для вашего принтера. В
таких случаях оставляйте верхний край тоновой кривой неизменным.
Займитесь настройкой средних и светлых областей тонового диапазона,
чтобы повысить их контрастность.
Настройка
средних тонов
После того как вы сжали тоновый диапазон, выполнив настройки
тени и наиболее высокой яркости, необходимо скомпенсировать
изменения, произведя настройку остальных частей тонового диапазона.
Будем называть их средними тонами, хотя в реальных проектах
вам также придется вносить изменения как в четвертных тонах,
так и в области трехчетвертных тонов. Настройки средних тонов
выгодны в следующем:
они восстанавливают контраст, утраченный в результате установки
значений наибольшей яркости и тени (сжатия тонового диапазона);
они наилучшим образом реализуют потенциал изображения, исходя
из его тонового характера;
они позволяют скомпенсировать увеличение размера точек растра.
Восстановление контрастности
на основе тонового характера изображения
Как описывалось ранее, тоновый характер изображения
может указать вам направление, в котором следует искать наилучший
способ оптимизации всех тоновых областей изображения, а не только
областей наиболее высокой яркости и тени. Не стоит рабски следовать
всем этим советам хотя бы потому, что в чистом виде они применимы
лишь для изображений без сдвига цвета, у которых важные объекты
исходно оптимально контрастны, детализированы и тонально выделены.
Как правило, существует возможность улучшения даже для самых
лучших исходных изображений, так что можно считать эти советы
стартовой площадкой, оттолкнувшись от которой вы отправитесь
в свой независимый полет. И не забывайте: каждое изображение
уникально!
Компенсация увеличения
размера точек растра с помощью тоновых кривых
Мы уже обсуждали последствия увеличения точек
растра, влияющие на качество изображения. Теперь нас интересует,
как настроить параметры изображения, чтобы скомпенсировать ожидаемую
степень увеличения размера точек растра. Как уже отмечалось
ранее, тоновый характер изображения задает общую форму кривой
настройки тонов, которую вам следует произвести в средних тонах
(например, выпуклую или вогнутую). Раз ваше сервисное бюро сообщило
об ожидаемой степени увеличения размера точек растра используйте
эти данные для того, чтобы определить, в какой степени следует
компенсировать увеличение размера точек растра, и нужно ли это
вообще. Сбалансированные и темные изображения имеют много существенных
деталей в тоновых диапазонах, особенно сильно страдающих от
увеличения размера точек растра, поэтому для таких изображений
особенно важно осветлить средние тона. Как сильно следует их
осветлять? Хороший вопрос. Не существует приемлемых математических
формул для расчета увеличения размеров растровых точек в тонах
более светлых, чем 50 процентов (точки растра размером менее
50 процентов в меньшей степени подвержены увеличению). Некоторые
программы за вас делают часть вычислений в фоновом режиме. Например,
если вы используете Adobe Photoshop, хороший метод - установить
величину увеличения размера точек растра в диалоговом окне Printing
Ink Setup (Характеристики печатной краски) и затем визуально
настроить средние и темные тона, чтобы эти критические области
стали достаточно светлыми. Подбирайте форму тоновой кривой чтобы
сохранить радующую глаз контрастность.
Яркие изображения, содержащие
немного объектов в средних и темных тонах, обычно не требуют
компенсации увеличения размеров точек растра. На самом деле
для таких изображений полезно увеличить значения средних тонов,
чтобы увеличить контраст между областью высокой яркости и средними
тонами.